Интервью c организаторами Teamwriting Insight по итогам питчинга 2015-го года PDF Печать

В мае этого года мы поговорили с основателями “комнаты сценаристов” Teamwriting – Дмитрием Живовым и Фёдором Деревянским о первом питчинге Teamwriting Insight.

С.Б.: Многие наши общие коллеги с сентября следили за новостями в ожидании анонса мероприятия. А потом мы узнали, что питчинг без шумихи состоялся 18 апреля. Откуда такая секретность?

Дмитрий: Питчинг – это профессиональное мероприятие для продюсеров. Его приоритетами является эффективность проведения, комфорт гостей и атмосфера сопричастности. Поэтому закрытость – вполне обычная в таких случаях мера. Возможно, в будущем мы зарезервируем какое-то число мест под публичную регистрацию.
Фёдор: Но я бы посоветовал интересующимся авторам не ждать приглашения, а попытать свои силы в качестве участников. Это отличный шанс заявить о себе широкому кругу продюсеров, которых уже в первый год пришло порядка тридцати-тридцати пяти человек. А в следующем году, очевидно, будет больше. В этой ситуации никаких резервных мест в зале просто не останется.

Огромный пробел всей системы циркуляции сценария или заявки на рынке заключается в неразвитости практики рецензирования.

К вам действительно пришли тридцать продюсеров? Чем вы их завлекли?

pitching2small

Фёдор: Тем, что Teamwriting Insight – это все-таки не совсем обычный питчинг. Работа традиционного питчинга похожа на работу фильтра – отборщики читают поток сценариев, и наиболее интересным предоставляют свою площадку. Но конкурс всегда ограничен тем, что на него поступило, и отборщики вынуждены комплектовать программу независимо от того, сколько действительно достойных работ им пришло. На нашем же питчинге не имеет значение ничего, кроме качества замыслов. Готовность проекта, наличие продюсера, титулованность автора – все это неважно. Мы выбираем самые перспективные идеи, и наша редакторская команда помогает авторам по максимуму реализовать их потенциал и превратить задумки в качественные сценарии, которыми авторы могли бы гордиться. Такого тщательного погружения в материал не может позволить себе ни один питчинг. Что-то подобное происходит в кинолабораториях, типа “Культбюро”. Но нужно понимать разницу между мероприятиями, преимущественно ориентированными на образование и мероприятиями, жестко заточенными на рынок и продажу проектов.
Дмитрий: Очевидно, что основной интерес продюсеров вызвали представленные проекты. Продюсеры заранее получили все материалы по проектам, и если бы заявки и синопсисы не привлекли внимания, никто бы не пришел и уж точно не остался бы после перерыва. Но после перерыва в зал вернулись все. Те, кто часто ходит на презентации, знают, что это – показатель интереса публики к мероприятию.

Если проект берется на питчинг, мы сделаем все, чтобы продюсеры воспринимали его серьезно.

Я верно понял, что перед питчингом вы полгода дорабатываете проекты бок-о-бок с их авторами? Что из себя представляет этот процесс, и как решается вопрос с распределением авторских прав?

Дмитрий: Каждому конкурсанту мы выделяем индивидуального куратора. Это опытный и компетентный редактор, который внимательно анализирует каждый драфт, дает рекомендации по доработке, помогает автору избежать штампов и тупиков. В этом году в таком забеге участвовало почти двадцать конкурсных заявок.
Фёдор: Что касается авторских прав, у нас политика однозначная: Teamwriting – не агент и не соавтор, а лишь организатор питчинга. Все права на участвующие в конкурсе произведения принадлежат их авторам. Мы не аккумулируем чужие идеи – у нас достаточно своих. Стоит напомнить, что Teamwriting– это в первую очередь группа авторов. У нас неплохой портфель собственных проектов, но мы естественно не претендуем на то, чтобы закрыть все потребности индустрии. И главная задача этого питчинга – стать площадкой, куда в первую очередь придет продюсер, находящийся в поисках сценария или сценариста с уверенностью, что ему гарантированно представят широкий выбор профессиональных и готовых к использованию проектов. Мы намерены задать некую планку качества, на которую начнут ориентироваться и другие площадки. Все это, в конечном счете, повысит конкурентоспособность отечественной кинопродукции.
Дмитрий: Я хочу добавить еще пару слов об отличиях. Мы всегда считали важным установление интерактива с продюсерами на самой ранней стадии. Логично спросить о том, что нужно человеку, с которым ты собираешься завязывать рыночные отношения. И мы проводили опросы продюсеров – будущих членов жюри нашего питчинга, чтобы выяснить их предпочтения и приоритеты. Далее мы учитывали эту информацию при отборе проектов. И в результате первичный интерес был проявлен на питчинге ко всем проектам-финалистам.

Мы отвечаем за качество получившегося сценария собственной репутацией.

Знаю, что есть и еще одно отличие от других питчингов. Участие в вашем питчинге – платное для авторов.

Дмитрий: Все, о чем мы рассказали выше – для авторов бесплатно. Платной является лишь первичная подача заявки. Но это не абстрактная «плата за вход». Взамен каждый участник получает профессиональный редакторский разбор своей заявки, в котором объективно анализируются ее плюсы и минусы. То есть, даже если заявка нам не подходит, мы не просто рассказываем почему, но и объясняем, что именно автору стоит доработать, чтобы ее улучшить. Такой разбор пригодится автору независимо от того, станет он участвовать в питчинге или нет. И, насколько нам известно, ни на одном конкурсе или питчинге не существует подобной обратной связи. Огромный пробел всей системы циркуляции сценария или заявки на рынке заключается в неразвитости практики рецензирования. Очень часто автору просто негде получить компетентное мнение со стороны об уровне своей работы, понять, в какую сторону ему дальше двигаться. О качестве наших рецензий говорит то, что среди откликов на почти сотню разборов этого года лишь раз был зафиксирован комментарий из разряда “вы не поняли всей гениальности замысла”. Такая статистика говорит о том, что наше сценарное сообщество готово профессионально воспринимать и использовать услугу докторинга.
Фёдор: К тому же плата за редакторский разбор довольно символична. А с момента, когда к проекту прикрепляется куратор, то есть начинается реальная, кропотливая, многомесячная работа с редактором – эта работа ведется на безвозмездной основе, независимо от объема. Тут мы усилия не экономим. Если проект берется на питчинг, мы сделаем все, чтобы продюсеры воспринимали его серьезно. И надо констатировать, что среди двух сотен конкурсных заявок нам не попалось ни одного проекта, не требующего доработки и помощи редактора.

...каждый участник команды прошел подготовку как автор кино, мы говорим на одном языке как с авторами, так и с продюсерами, у нас нет лишних людей и административного балластa.

Но сильно ли это отличается от обычной киношколы? Ведь по ходу обучения слушатели сценарных курсов тоже пишут свой «идеальный» сценарий? И куратор или мастер тоже у них есть.

Фёдор: С одной стороны, не очень отличается. Но вы можете представить себе ситуацию – ваш сценарий ругают, а вы отвечаете: «Это не я, это мой мастер, заслуженный артист такой-то что-то мне недорассказал»? Звучит нелепо, ибо как известно, ни одна киношкола не несет никакой реальной ответственности за «качество продукта» – профессиональную состоятельность своих выпускников. Мы же отвечаем за качество получившегося сценария собственной репутацией. Авторы, безусловно, постараются и воплотят в сценарии все свои лучшие идеи. Но гарантами качества выступает Teamwriting. Именно поэтому продюсеры приходят к нам на питчинг. И если кто-то плохо потрудился, вопросы будут к нам. Одно можем сказать точно – у автора не останется никаких сомнений в том, что люди, которые с ним работали, не выполняли какую-то формальную трудовую повинность по отчитке лекционных часов, а реально выкладывались на все сто.
Дмитрий: И еще одно – вы знаете, сколько сейчас стоит год обучения в киношколе?..

Про подготовительный период вы рассказали. А как прошел сам финальный питчинг? Использовали ли вы какие-то ноу-хау?

pitching1small

Фёдор: Каждый из нас, организаторов, имеет управленческое прошлое. Все мы неоднократно организовывали презентации и семинары. Мы участвовали и побеждали на других питчингах, что позволило нам детально разобраться в том, как они устроены. За рубежом участвовать, правда, пока не доводилось, но мы изучаем записи ведущих европейских питчингов. Наше ноу-хау в том, что мы используем все лучшее, что работает у других, и стараемся не повторять чужих ошибок. У нас есть и организационное преимущество – каждый участник нашей команды прошел подготовку как автор кино, мы говорим на одном языке как с авторами, так и с продюсерами, у нас нет лишних людей и административного балласта.
Дмитрий: Акцент делался на то, чтобы у продюсеров была полная информация о достоинствах презентуемых проектов, а на самом мероприятии было как можно больше возможностей для установления деловых контактов между всеми участниками питчинга. Естественно, думали над тем, как сделать, чтобы участники не уснули на пятичасовом мероприятии – вводили игровые элементы в презентации, делали регулярные паузы на перекус и кофе. Старались закрыть те проблемные участки, которые виделись нам критическими на других подобных мероприятиях.

Полгода назад это были зеленые новички, сейчас – уже почти профессионалы, которые умеют держать удар перед жесткой продюсерской аудиторией и имеют в портфолио сценарий-лауреат.

Как бы вы сами охарактеризовали итог первого питчинга Teamwriting Insight?

Дмитрий: Итог было бы неправильно оценивать эпитетами. Нужна сухая статистика. Из одиннадцати представленных на питчинге проектов финалистов пятеро уже вышли на заключение договора с продюсером. Мы уверены, что к началу осениа по ним будут хорошие новости. При этом с каждым автором-финалистом вступил в контакт как минимум один продюсер, а в среднем три-четыре. Эта статистика несколько превосходит наши ожидания. Ну и в целом по комментариям авторов-финалистов в наших группах в социальных сетях можно сделать вывод, что для них результат работы в рамках питчинга с лихвой соответствует их ожиданиям.
Фёдор: Мы проводили анкетирование, и более 70% присутствующих на питчинге продюсеров и представителей продюсерских компаний отметили в анкетах, что нашли на питчинге авторов, с которыми хотели бы начать сотрудничество. Весьма неплохо в текущей ситуации, когда запусков, прямо скажем, немного. Причем, обращаю внимание, что половина авторов не только впервые в жизни участвовали в питчинге, но для них это вообще был первый сценарий, с которым они вышли на рынок. Полгода назад это были зеленые новички, сейчас – уже почти профессионалы, которые умеют держать удар перед жесткой продюсерской аудиторией и имеют в портфолио сценарий-лауреат.
Дмитрий: Из этого анкетирования среди продюсеров были сделаны и определенные выводы на будущее. Мы выяснили, чего не хватило гостям как в плане организации, так и в плане презентации проектов. Все эти пожелания будут учтены на втором питчинге Teamwriting Insight в следующем году.

Расскажите напоследок о ближайших планах команды Teamwriting.

Дмитрий: Сценарная деятельность. Ведь в первую очередь мы – команда драматургов, применяющих передовые технологии работы над материалом. А питчинг для нас, скорее, повод для новых знакомств. За прошедший год на экраны вышло несколько индивидуальных проектов членов нашей “комнаты”. И сейчас в разработке у “комнаты” находятся сразу несколько проектов, но говорить о них подробно можно будет только после их успешного завершения.
Фёдор: И в конце лета мы традиционно объявим дополнительный целевой набор в нашу “комнату”. За два прошлых года мы отобрали десять крепких авторов, в послужном списке которых высокорейтинговые произведения и работа в ведущих отечественных кинокомпаниях. Тем не менее, после питчинга на нас обрушился столь мощный поток заказов, что не хватает рук. Ну и потом, не стоит забывать, что проект Teamwriting изначально несет и образовательную функцию. Уверен, что любому автору, независимо от имеющихся достижений, будет полезно пройти закалку в нашей команде.

Коллеги, спасибо за интервью.

Беседу вел Станислав Баревский, пресс-секретарь Союза независимых авторов и издателей