Интервью c организаторами Teamwriting Insight по итогам питчинга 2019-го года |
![]() |
![]() |
Считается, что в российском кинематографе без связей – никак. Но организаторы питчинга сценарных проектов Teamwriting Insight уже пятый год подряд проводили свое мероприятие, не зависев ни от государства, ни от частных кинопроизводителей. Причём, стабильно продают проекты и помогают новым авторам войти в профессию. Как им это удается – расскажут основатели питчинга Фёдор Деревянский и Дмитрий Живов, а также редактор питчинга Евгения Бурасова. С.Б.: Мы не общались с вами два года, расскажите, как развивается ваш питчинг сценарных проектов? Фёдор: Главная цель питчинга – реализация представленных проектов. Не абстрактный «продюсерский интерес» и не утешительные сертификаты от спонсоров, а заключение контрактов. И мы действительно стали подписывать больше. Если в прошлые годы мы стремились к двум проданных проектам в сезон, то сегодня это не предел. С.Б.: Но два проекта в год – и так довольно много. Ни один известный мне питчинг, кроме вашего, не заявляет о подобных успехах. Дмитрий: В отличие от них, мы готовим каждый проект в ручном режиме и выносим на презентацию исключительно крепкий материал. Все наши авторы заслуживают самого серьезного внимания со стороны индустрии. Поэтому на прошлогоднем питчинге, который прошел в апреле 2018-го, мы продали четыре проекта. Два сериала: «Окна с видом на горизонт» приобретён компанией Дмитрия Рудовского и «Семейное право» приобретен Сони Пикчерс. И два полных метра «По тонкому льду» и «Внеклассные чтения», которые в сентябре 2018-го и июне 2019-го были представлены на питчинге Министерства Культуры. Получается, продюсеры приобрели право на 4 проекта из 11 – это почти что 40% всей программы. Если в прошлые годы мы стремились к двум проданным проектам в сезон, то сегодня это не предел.
Так будет экранизирован хоть один из этих замечательных проектов или нет? Дмитрий: Обязательно. «Внеклассные чтения» стал первым проектом нашего питчинга, получившим госфинансирование, и теперь точно будет экранизирован. В апреле нас посетили сорок представителей производящих студий и телеканалов, все они приходят к нам с чётким пониманием, что увидят не наброски каких-то идей и замыслов, а готовый для приобретения сценарный продукт. Последний питчинг состоялся совсем недавно. Есть ли какой-то конкретный интерес продюсеров к представленным там проектам? Дмитрий: Важно разделять интерес в формате “взяли почитать/взяли в разработку/похвалили” и “заключили контракт/заплатили”. За пять лет у нас не было ни одного финалиста, к которому после питчинга не обратились бы продюсеры. Другие питчинги в качестве своих успехов обычно выводят на первый план именно такой вид продюсерского интереса. Мы же делаем ставку на коммерческие соглашения. …если проект дорабатывается нами в режиме регулярных консультаций, то у него наивысшие шансы пройти в лонг-лист.
Дмитрий: Рост продаж связан с двумя факторами. Во-первых, наш питчинг прошел уже пять раз, готовится шестой – естественно, повышается узнаваемость и репутация мероприятия. В апреле нас посетили сорок представителей производящих студий и телеканалов, все они приходят к нам с чётким пониманием, что увидят не наброски каких-то идей и замыслов, а готовый для приобретения сценарный продукт – конкурентоспособный как с точки зрения художественного уровня, так и чисто ремесленных параметров - сопроводительные документы, оформление и т.д. Растёт и наша личная репутация как экспертов, способных в индивидуальном порядке продвинуть тот или иной проект. …даже самая "интимная" работа с редакторами не дает никаких гарантий – все, в конечном счете, определяется лишь качеством материала на выходе. Мне казалось, работать с документом, где чёрным по белому изложены все предложения по сценарию – гораздо удобнее. Эта ваша рецензия, вы мне показывали образцы, останется у меня, в отличие от какого-то часа по скайпу. В чем смысл?
Каждый год происходит ситуация, когда проект, который казался нам слишком нестандартным, становился лидером по количеству обращений после питчинга. Как я понимаю, в этой работе вы творчески включаетесь в материал автора. Значит ли это, что вам уже на чисто эмоциональном уровне будет сложно отказать проекту? То есть, эти консультации – своего рода, лайфхак? Федор: Мы честно предупреждаем автора, что даже самая "интимная" работа с редакторами не дает никаких гарантий – все, в конечном счете, определяется лишь качеством материала на выходе. К своим собственным сценариям мы применяем ровно те же самые требования. И тем не менее, если автор между консультациями не халтурит, если ведет записи, если выполняет все наши задания, проект объективно будет расти. Подождите, вот вы, Фёдор и Дмитрий – основатели и организаторы питчинга. У вас даже на странице в Википедии написано, что вы разбираете по двести с лишним проектов в год. И вы говорите, что проект, который вы готовили лично, может разнести любой рядовой редактор, ваш подчинённый?
Но за пять лет вы наверняка уже достаточно неплохо изучили вкусы продюсеров. Если вы пытаетесь попасть в их ожидания, то самое простое – выходить к ним с копиями уже снятых проектов, предлагать некое форматное кино, у которого действительно наибольшие шансы быть выкупленным. И забыть про действительно свежие, нестандартные, экспериментальные проекты. Фёдор: Во-первых, запросы рынка тоже меняются. Когда мы проводили первый питчинг в 2014-м году, представить, что у нас появится собственный Нетфликс, интернет-платформы со своим контентом – можно было лишь в киносценарии фантастического жанра. Сегодня – это реальность. Это растущий рынок со своими потребностями, совершенно иными, чем у эфирного телевидения. И история показывает, что тот, кто не меняется, кто не ищет нового и занимается лишь самокопированием – проигрывает. Во-вторых, продюсеры сами любят, чтобы их удивляли. И ждут этого от нас. Каждый год происходит ситуация, когда проект, который казался нам слишком нестандартным, становился лидером по количеству обращений после питчинга. Последний пример – "Аляска". Вы давно видели русский вестерн? А русский вестерн в Америке? Наш питчинг позволяет действительно продать проект, но даже если этого не случилось, готовясь к нему, участвуя в нём, вы проходите школу профессионального сценариста. И всё-таки, какой стратегии тогда придерживаться авторам – пытаться вас удивить или высылать добротное, форматное кино? Фёдор: Если у автора есть и то и другое, он может отправить нам и то, и другое – у нас нет ограничений на количество заявок. Если вы присылаете традиционный сериал формата телеканала "Россия", то мы тоже возьмём его на питчинг. Мы в любом случае будем прокачивать именно те сильные стороны проекта, которые позволят его продать, будь это форматность или экспериментальность. Получается, в каждом проекте можно найти, за что зацепиться. Почему же в финал выходит только дюжина, а не, к примеру, 50? Дмитрий: Потому что мы ограничены шестью месяцами подготовки, что на самом деле, не так уж и много. Мы были бы очень рады получать проекты, не требующие вообще никакой доработки – сразу ставили бы их на питчинг, экономили бы и силы, и время. Но такие проекты попадаются исключительно редко. И поэтому до питчинга доходят те проекты, которые мы были в состоянии довести до готовности за отведённые для этого месяцы. Для проектов, которые в этот список не попали, часто требуется ещё больше времени, и если автор достаточно настойчив, если он продолжит работу и в межсезонье и отправит нам свою заявку на следующий год – мы это очень ценим, вот это и есть, выражаясь по-вашему, лайфхак. Но таких авторов – не очень много? Дмитрий: Гораздо меньше тех, кто, получив, иногда разгромный редакторский разбор, опускают руки, считают себя или нас бездарностями и ничего не делают. Я очень надеюсь, что мои слова их как-то воодушевят – друзья, если вы продолжите работать, совершенствовать свою задумку с нашей помощью или без неё – вы так или иначе добьетесь успеха. Может быть, не с этим сценарием, но мы в Тимрайтинг посредством питчинга находим активных и целеустремлённых авторов и приглашаем их в нашу команду. В каком направлении будет развиваться ваш питчинг? Фёдор: В сторону повышения доступности наших услуг. Каждый год нам приходится повышать цену, чтобы сдерживать количество поступающих заявок. Участники нашего конкурса знают, что мы очень внимательно анализируем каждую, без исключения, работу. Пытаемся разглядеть те грани и глубины истории, которые упустил даже ее автор. И такое погружение в материал не позволяет нам «переварить» тысячи заявок, как на бесплатных питчингах. Приходилось перекидывать часть работы на коллег, и до этого года эта работа была совершенно непрозрачна для авторов. Попадет ли заявка ко мне, к Дмитрию или к другому редактору – было, фактически, лотереей. В этом году мы решили навести порядок и выделить отдельный тариф, не повышая расценок, на котором анализировать заявки и составлять разборы будут наши коллеги из Тимрайтинга – опытные редакторы и финалисты нашего питчинга. Мы с Дмитрием продолжим лично вести проекты на отдельных тарифах, чтобы участники точно знали, что платят именно за то, чтобы с ними работали мы, а не кто-то другой. При этом мы обещаем, что качество разборов наших коллег ничем не уступит нашему – мы делаем всё, чтобы привлечь в команду питчинга самых сильных редакторов. Спасибо, ребята.
Беседу вел Станислав Баревский, пресс-секретарь Союза независимых авторов и издателей |